Использование символов в работе над звуками
Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы с детьми. Он вызывает наибольшие трудности, особенно в добуквенный период. Детям сложно на слух определить наличие или отсутствие звука в слове, сосчитать количество звуков и определить их последовательность в слоге или в слове. У детей, посещающих логопедическую группу, как правило, нарушен фонематический слух. Помочь этой работе можно, если подключить зрительный анализатор.
Для обозначения звуков мы используем с детьми три цвета: красный – для гласных, синий – для твердых согласных, зеленый – для мягких согласных звуков. Таким образом, с помощью разноцветных кружочков мы учимся зашифровывать слова. Например: К О Т (дети выкладывают: синий кружок + красный кружок + синий кружок). Это значит, что в слове: К О Т – три звука: один гласный, который стоит в середине слова и два согласных: на первом и на третьем месте.
Дети очень хорошо запоминают эти символы. С ними мы придумываем разные игры.
- Игра: «Какой гласный начинает слово?» УШИ, АНЯ, ОКНА, УЛИЦА, ОБЛАКО, АСТРА и т.д.
- Игра: «Какой гласный прячется в середине слова?» МАК, ДОМ, ЛУК, КОТ, КИТ, ЖУК, СЫН, РАК.
- Игра: «Какой гласный изменил слово?» ДОМ – ДЫМ, КОТ - КИТ
После того, как дети научились хорошо выделять и различать гласные, мы перешли к изучению согласных звуков. Вначале моделируем слоги: МА, КО, ПЫ, ДУ, НИ, ША, а потом короткие слова: СОК, ПУХ, НОТЫ, ПИЛА.
- Игра: «Какой согласный начинает слово? СЛОН, ЖИРАФ, КОРОВА, ЧЕРЕПАХА, ТИГР и т.д.
- Игра «Куда спрятался звук «Ш»? ШАПКА (начало слова), КОШКА (середина лова), ДУШ (конец слова). Или звук «Р» - РЫБА, КОРКА, ЗАБОР.
Применяя данные символы, дети учатся сравнивать звуки, они наглядно видят, чес гласные отличаются от согласных, чем мягкие согласные отличаются от твердых, сколько звуков в слове, на каком месте находится заданный звук.
Итак, графические символы облегчают усвоение сложного материала по фонетике, они развивают у дошкольников память, воображение, служат дополнительной опорой при звуковом анализе и синтезе слов.
Л.П.Кузьмина – учитель-логопед высшей квалификационной категории