Вторник
19.03.2024
14:15
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 19 "Ромашка"
Главная Регистрация Вход
Использование символов в работе над звуками »
Меню сайта

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Использование символов в работе над звуками

Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы с детьми. Он вызывает наибольшие трудности, особенно в добуквенный период. Детям сложно на слух определить наличие или отсутствие звука в слове, сосчитать количество звуков и определить их последовательность в слоге или в слове. У детей, посещающих логопедическую группу, как правило, нарушен фонематический слух. Помочь этой работе можно, если подключить зрительный анализатор.

Для обозначения звуков мы используем с детьми три цвета: красный – для гласных, синий – для твердых согласных, зеленый – для мягких согласных звуков. Таким образом, с помощью разноцветных кружочков мы учимся зашифровывать слова. Например: К О Т (дети выкладывают: синий кружок + красный кружок + синий кружок). Это значит, что в слове: К О Т – три звука: один гласный, который стоит в середине слова и два согласных: на первом и на третьем месте.

Дети очень хорошо запоминают эти символы. С ними мы придумываем разные игры.

  1. Игра: «Какой гласный начинает слово?» УШИ, АНЯ, ОКНА, УЛИЦА, ОБЛАКО, АСТРА и т.д.
  2. Игра: «Какой гласный прячется в середине слова?» МАК, ДОМ, ЛУК, КОТ, КИТ, ЖУК, СЫН, РАК.
  3. Игра: «Какой гласный изменил слово?» ДОМ – ДЫМ, КОТ - КИТ

После того, как дети научились хорошо выделять и различать гласные, мы перешли к изучению согласных звуков. Вначале моделируем слоги: МА, КО, ПЫ, ДУ, НИ, ША, а потом короткие слова: СОК, ПУХ, НОТЫ, ПИЛА.

  1. Игра: «Какой согласный начинает слово? СЛОН, ЖИРАФ, КОРОВА, ЧЕРЕПАХА, ТИГР и т.д.
  2. Игра «Куда спрятался звук «Ш»? ШАПКА (начало слова), КОШКА (середина лова), ДУШ (конец слова). Или звук «Р» - РЫБА, КОРКА, ЗАБОР.

Применяя данные символы, дети учатся сравнивать звуки, они наглядно видят, чес гласные отличаются от согласных, чем мягкие согласные отличаются от твердых, сколько звуков в слове, на каком месте находится заданный звук.

Итак, графические символы облегчают усвоение сложного материала по фонетике, они развивают у дошкольников память, воображение, служат дополнительной опорой при звуковом анализе и синтезе слов.

 

Л.П.Кузьмина – учитель-логопед высшей квалификационной категории

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?