Скороговорка – своеобразное и интереснейшее явление в русской литературе.
С самых ранних лет нас захватывает магия слов, например, в таких текстах:
Четыре черненьких,
Чумазеньких чертенка
Чертили черными
Чернилами чертеж.
Ехал Грека через реку
Видит Грека: в реке – рак
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку – цап!
Жили-были три японца;
Як, Як-цедрак,
Як-цедрак-цедрони.
Жили-были три японки:
Цыпа, Цыпа-дрипа,
Цыпа-дрипа-дримпомпони.
Следует отметить, что каждый из перечисленных текстов имеет множество вариаций.
Во многих фольклорных сборниках есть раздел скороговорок, но он, как правило, не велик.
Дело в том, что русские народные загадки, поговорки, пословицы имеют богатейшую
историю и сотни источников, а литература о скороговорках крайне скудна.
Даже определение термина «скороговорка» есть далеко не в каждом
современном толковом словаре.
«Скороговорка – искусственно, ради забавы, придуманная фраза с
труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произносить
быстро, не запинаясь».
С.И.Ожегов «Словарь русского языка»
Точное время появления скороговорок не установлено, но очевидно,
что они возникли еще в глубокой древности. Об этом можно судить по содержанию их текстов.
Первое большое собрание скороговорок, помещенных в специальный отдел,
опубликовал в своем хрестоматийном труде В.Даль. Он и попытался ввести в
научный язык народную терминологию («прибаутки», «потешки», «скороговорки»).
К сожалению, большинство скороговорок не рассчитано на детское восприятие,
но их диапазон чрезвычайно широк. Скороговорки бывают короткие и длинные,
рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные,
с повторами и без повторов, построенные на одном звуке и на сочетаниях звуков,
доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него.
Немногие литературные жанры могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии.
Короткая Нерифмованная
Потапка топает в тапках. Сыворотка из-под простокваши.
Длинная Рифмованная
Петр Петрович, Шли сорок мышей
По прозванию Петров, Несли сорок грошей;
Поймал птицу пигалицу; Две мыши поплоше
Понес по рынку, Несли по два гроша.
Просил полтинку,
Подали пятак,
Он и продал так.
Сюжетная Без повторов
Свинья тупорыла Только Тольке
Весь двор перерыла, Купили лимонные дольки.
Вырыла полрыла,
До норы не дорыла.
Бессюжетная С повторами
Из-под кислого молока, Шли три попа,
Из-под простокваши. Три Прокопия попа
Три Прокопьевича,
Говорили про попа,
Про Прокопия попа,
Про Прокопьевича.
На одном звуке (звук «С») На сочетании звуков
В миске у киски – Иголка, иголка,
Мясо и сосиски. Ты остра и колка,
Вкусные сосиски Не коли мне пальчик,
В миске у киски. Сшей сарафанчик.
В двадцатом веке появились авторские скороговорки: Д.Хармс «Иван Торопыжкин
Сейчас скороговорки взяли себе на вооружение учителя-логопеды,
и новые тексты уже разрабатываются не для забавы, а для коррекции
и совершенствования речевого аппарата детей, имеющих речевые нарушения.
В 1990 году в словаре русского языка появляется новое определение скороговорки:
«Скороговорка – это специально придуманная фраза с труднопроизносимым
подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.
В.Лопатин, Л.Лопатина «Малый толковый словарь».
Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю»,
Отвечает ему попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»
Активная, творческая работа ребенка со словом – вот залог успешного
преодоления речевых нарушений.
Л.П.Кузьмина – учитель-логопед высшей квалификационной категории